Типология работников от признанного гуру управления главным капиталом компании — персоналом, Дэвида Майстера. Майстер посвятил не одну книгу характеристике сотрудников и особенностям взаимодействия с каждой отдельной группой. Сейчас расскажем о самом популярном и эффективном труде британского «бизнес-укротителя» – о типологии сотрудников и способах корректировки их поведения.

Для чего
Логичный вопрос — зачем делить сотрудников на типы? На первый взгляд оценка кажется простым делом: вот этот напряжённо смотрит в монитор, значит — хороший работник, а другой постоянно болтает с кем-то — однозначно, слабое звено. На деле всё намного сложнее.
Типология нужна не только для того, чтобы лучше понимать намерения и возможности коллег, но и для мирного проведения реформ внутри компании. Например, при смене руководства или основных рабочих процессов со стороны коллектива можно встретить откровенную агрессию, и это понятно — в действительности мало кто любит перемены.
Поэтому знать, с кем работаешь — крайне важно. Понимая, что за «зверь» рядом, его легче укротить.

Типы работников
Описывая виды сотрудников, Дэвид Майстер опирался на две основные характеристики:
1. Внутренние сроки — работает на будущее, отказывая себе в удовольствиях сейчас, или живёт сегодняшним днём и не заинтересован в долгосрочных перспективах;
2. Отношение — готовность жертвовать ради достижения цели в будущем.
В результате сочетания этих параметров Майстер выделил 4 типа сотрудников.

Пума
Сейчас и сам

Одиночка, стремящийся к независимости. Такой работник делает ставку на способность приносить свежую добычу каждый день. Он не хочет инвестировать в завтрашний день и его не интересую туманные перспективы будущего.
Девиз — я добыл мясо сегодня и съем его сейчас.

Волк
Вместе, но сейчас

Это человек команды. Однако, несмотря на стремление к коллективной работе, он не желает долго ждать награды. Одно из главных отличий такого работника — склонность примыкать к победителям.
Девиз — вместе мы сможем больше, но если я не буду наедаться, уйду в другую стаю.

Паук
Сам на будущее

Самостоятельный работник, готовый потратить время на построение прочного фундамента. Он инвестирует каждую свободную минуту и все ресурсы в будущее — как паук терпеливо плетёт паутину, чтобы поймать больше мух.
Девиз — я сам поймаю самую большую добычу, просто дайте мне время

Пчела
Вместе ради будущего

Такой сотрудник не обладает высокими лидерскими или профессиональными качествами. Но работник-пчела отличается терпением, силой воли и стремлением трудиться на благо компании. Он понимает, что работа в одиночку ему не по зубам, поэтому с удовольствием выполняет роль винтика корпоративной машины.
Девиз — вместе мы добудем больше мёда для улья, если сильно постараемся.

Варианты корректировки
Для выравнивания перекосов в коллективе Дэвид Майстер предлагает 4 варианта работы на перераспределение сил.
• Вариант №1: путь наименьшего сопротивления
Наиболее сложный способ. Организовать процессы с учётом индивидуальных особенностей сотрудников. Найти подходящие роли для индивидуалистов и командных игроков — при условии, что каждый будет получать награду в ожидаемые сроки.
• Вариант №2: самый очевидный
Распределить работников по разным отделам и сферам ответственности для того, чтобы в компании не возникало борьбы за ресурсы — это, кстати, является основной причиной торможения динамики бизнеса.
• Вариант №3: это практически невозможно, но всё же
Попробовать перевести один тип в другой. Конечно, не получится из пумы сделать пчелу. Однако заставить индивидуалиста проникнуться командой ради собственно выгоды — вполне реально. Для этого нужно увлечь и замотивировать одиночек на долгосрочные перспективы. Помогут конкретные сроки.
• Вариант №4: радикальный
В этом случае работников, которые не разделяют интересов компании, ставят перед выбором — уйти или остаться. Правда, Майстер отмечает, что при таком раскладе можно лишиться единственных добытчиков и остаться с командой жутко вовлечённых, но бесполезных сотрудников.

Источник: https://gorodrabot.ru/

Автор: Юлия