Вы получили приглашение на собеседование от интересного вам работодателя? В таком случае вам стоит основательно подготовиться к интервью.
Есть три основных категории людей, не имеющих проблем с работой:
1. Хорошо востребованные на рынке труда наиболее квалифицированные рабочие, специалисты и руководители. Им обычно не приходится долго и напряженно искать работу. Они часто сами являются объектами охоты для работодателей. Более того, компании нередко платят кадровым агентствам деньги за поиск и привлечение таких работников. К этой категории относятся примерно 5-10 процентов трудоспособного населения.
2. Те, кто получают хорошую работу через родственников или знакомых, по протекции, «по блату». При этом их квалификация¸ деловые качества и умение искать работу особого значения не имеют.
3. Лица, не слишком разборчивые с работой. Они не ждут от жизни многого и часто согласны на непрестижную и низкооплачиваемую работу. А такой работы на рынке труда больше, чем желающих ей заниматься. Поэтому у людей этой категории обычно нет проблем с трудоустройством.
Если вы относитесь к одной из этих трех категорий, то вам можно не тратить время и силы на изучение этой статьи и других пособий по правильному поиску работы. Хотя, многие из первой категории, даже не имея проблем с работой, считают полезным владеть искусством успешного трудоустройства. Они понимают, что умение правильно действовать на рынке труда помогает выгоднее «продать себя» работодателю.
Большинство из тех, кто вынужден работать по найму, время от времени сталкиваются с необходимостью искать новую работу. И у них это может вызывать трудности, а иногда и серьезные проблемы. Проблемы с трудоустройством имеют две основных причины. Во-первых, соискатель может по своей квалификации и деловым качествам уступать конкурентам, претендующим на те же самые рабочие места. Во-вторых, трудоустройству может мешать неумение продвигать себя на рынке труда, вступать в контакты с работодателями и производить на них такое впечатление, чтобы получать предложения работы. И многое здесь зависит от умения успешно проходить собеседования при найме на работу.
Собеседование – это всегда в какой-то мере экспромт. Но хороший экспромт должен быть хорошо подготовлен.

Рассмотрим главные правила подготовки к собеседованию с работодателем.
1. Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации, в которую идете на собеседование. Если звонят непосредственно из компании-работодателя, то название компании узнать не сложно. При изучении информации в интернет есть смысл посмотреть не только сайт компании, ее страницы в социальных сетях и то, что выдает поисковик, но также черный список работодателей www.antijob.net или www.stop-book.com . Пишут туда в основном обиженные и злые, они не объективны, но почитать полезно.
Если идете в кадровое агентство, а название компании-работодателя не знаете, то про агентство тоже следует почитать. Договариваясь о собеседовании, поинтересуйтесь, с кем будет встреча (имя, должность, телефон), какова предполагаемая продолжительность и что нужно иметь при себе. Если вы договорились о собеседовании, но после изучения информации передумали, не поленитесь позвонить и отменить собеседование. «Не плюй в колодец…»

2. Даже если специально ничего не просили, имейте при себе документы, которые могут пригодиться (паспорт, резюме, документы об образовании, рекомендательные письма и др.) Но не торопитесь всё это выкладывать, держите в резерве. Бывают случаи, когда охрана не пропускает кандидатов в здание из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность. Иногда интервьюер в момент встречи с кандидатом затрудняется найти его резюме. Ваша предусмотрительность оказывается полезной и работает в вашу пользу.

3. Приготовьтесь назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц, предварительно согласовав это с ними. Иногда в корпоративных анкетах есть место, куда требуется записать двоих-троих рекомендателей. Но наиболее искушенные интервьюеры, если склоняются к положительному решению по вашей кандидатуре, просят дополнить этот список, наблюдая за вашей реакцией. Готовность назвать дополнительных рекомендателей воспринимается как признак того, что у вас хорошая репутация и вы умеете сохранять деловые контакты.

4. Точно узнайте месторасположение организации и маршрут, чтобы не опаздывать. Нужно учитывать, что задержки могут быть не только в пути по городу, но также в бюро пропусков и при передвижении по зданию или территории. Поэтому планируйте время так, чтобы прибыть к месту собеседования за четверть часа до его начала.
Так же бывают случаи с кандидатами на рядовую позицию, которые потом делают весьма успешную карьеру. Кандидат пришел на собеседование в компанию заранее и воспользовался этим, чтобы присмотреться к обстановке в офисе. Успешно прошел собеседование, но свою кандидатуру снял сам. Объяснение дал примерно такое: «Не понравилось мне, какая там обстановка и какие у людей лица». И еще один совет. Если видите, что опаздываете, непременно предупредите об этом. Для этого нужно знать имя и телефон интервьюера (см. п. 1). Опоздание без предупреждения практически всегда работает против кандидата.

5. Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем и не нервничать, если собеседование начинается с опозданием или затягивается. Чем более интересной для интервьюера окажется ваша кандидатура в ходе общения, тем выше вероятность того, что беседа продлиться дольше намеченного. Поэтому нужно стараться располагать для собеседования парой часов времени, если не предупредили о большей длительности.
На практике диапазон продолжительности собеседования очень широк. К примеру, работа с клиентом, которому требовались грамотные и весьма работящие финансисты с прекрасным английским языком для обслуживания компаний с российским капиталом, зарегистрированных в зарубежных странах. Обычная продолжительность встречи с сильным кандидатом составляет около 5 часов. Кандидат оценивался не только на основе беседы, но и по тестам и пробным работам, которые ему предлагались. Эта система оценки и отбора работает очень хорошо, «приживаемость» выбранных кандидатов практически 100 %.

6. Придерживайтесь верного стиля в одежде и облике. Выполнить это требование не сложно. В большинстве случаев достаточно обычной опрятности и аккуратности. Внешний вид должен соответствовать должности, на которую претендуете. Если не знаете каких-то особенностей компании, в которую идете на собеседование, то придерживайтесь обычного делового стиля. Любые крайности плохи.
Почти каждый из тех, кто проводит собеседования, может припомнить случаи, когда эти простые требования не выполнялись и соискатели своим видом портили впечатление о себе. Бывают случаи с соискательницами, которые очень ярко одеты и раскрашены, а также очень сильно пахнут духами. Разумеется, в первую очередь оцениваются их деловые качества, но необходимо напрягаться, чтобы сохранить объективность.

7. Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте варианты ответов. Хорошо отработайте ответы на наиболее вероятные вопросы, используя диктофон или осуществляя это в форме игровой репетиции собеседования с участием другого человека. Даже талантливые профессиональные артисты репетируют свои роли, чтобы хорошо выступить. А кандидаты запросто ходят на важные для них собеседования, обходясь без репетиций… Попробуйте послушать магнитофонную запись своих ответов в режиме репетиции. И даже без посторонней помощи поймете, что их нужно шлифовать.

8. Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда. Этот вопрос задается претендентам на работу в разных формах. Получив ответ о желаемой или требуемой оплате, дотошный интервьюер может поинтересоваться, почему столько. Нужно быть готовым и на этот вопрос ответить уверенно и убедительно. Многие интервьюеры убеждены, что наиболее интересные кандидаты себя ценят и разговора оплате труда не боятся. Если по своим деловым качествам вы интересны компании, то собеседование может перейти на этап торга по условиям найма. Хорошо подготовленный соискатель ведет этот торг умело.

9. Обязательно приготовьте вопросы, которые вы зададите, если вам предложат такую возможность. Если вы интересны как кандидат, то предоставленная вам возможность задавать вопросы часто является не только данью вежливости, но и способом дополнительно заинтересовать вас рассматриваемой работой. Если кандидат не задает вопросов, это обычно рассматривается как недостаток заинтересованности, неразборчивость или поверхностный подход к важным решениям. Если задаются прежде всего «хлебные» вопросы (заработная плата, отпуска, переработки и пр.), это обычно не повышает интереса к кандидату.
Лучше начинать с вопросов по содержанию работы, задачам и ресурсам. У интервьюера должно складываться впечатление, что вы нацелены на успешное выполнение работы и профессионально разбираетесь в том, что нужно для успеха.

10. Позаботьтесь о том, чтобы быть в хорошем настроении и физическом состоянии. Спортсмены или артисты перед ответственным выступлением стараются быть в хорошей форме. Но хорошая форма полезна и на собеседовании с работодателем. Как минимум, желательно быть выспавшимся и не измученным. Правильное настроение во многом зависит от того, насколько уверенно вы себя чувствуете, идя на собеседование. Чем лучше вы подготовлены к встрече с работодателем, тем, при прочих равных условиях, более правильным будет ваше настроение.
Американец Ф.Эндикот на основе опроса тех, кто проводит собеседования с претендентами на работу, составил рейтинг 50реальных причин отказов в работе. Причиной № 1 оказался «Жалкий внешний вид». Занимаясь вопросам подбора персонала уже много лет, уверенно утверждаю, что этот фактор и в России сильно влияет на восприятие кандидата работодателем.
Даже если у вас уже есть большой опыт поиска работы, помните, что к каждому новому собеседованию необходимо заранее готовиться. Как правило, более ответственно относятся к собеседованию наиболее квалифицированные специалисты, вполне обоснованно претендующие на самую хорошую работу. Зачастую, с другой стороны, чем ниже планка специалиста, тем хуже он готов к собеседованию. Так что не ленитесь тратить свое время на подготовку к интервью. И это даст вам дополнительные преимущества на рынке труда в конкурентной борьбе с другими претендентами на хорошую работу.
Источник: www.rabota.ru

Автор: Юлия